кошка с драконьим хвостом
Чтоб не наступить на те же грабли, что и я.
*Гипс белый. Но вовсе не пушистый. Он грязный. А посему, предметами первой необходимости для вас станут тряпки, салфетки и прочее в том жде духе. Держите их наготове!
* Пересыпайте гипс осторожно, чтобы ненароком не вдохнуть его взвесь — разве вам нужны прогипсованные лёгкие?
* Консистенция сметаны, консистенция сметаны. Бред! Рзмешивайте 1:1. Лишнюю воду просто впитайте тряпкой.
* Наливая липс, осторожно размазывайте его по поверхности детали, с которой снимаете форму, при помощи плоской синтетической кисточки. Это поможет исключить дефекты из-за пузырьков.
*Нельзя снимать опалубку с формы, пока гипс горячий — он ещё не застыл!
*Не верьте пластилину, когда снимаете вторую половину формы! Он, вроде бы, аккуратно и надёжно охватывет бортик гипсовой первой половинки формы — но на вамом деле там полно щелей, через которые гипс радостно убежит портить ваш пол. И вашу работу тоже. Выход только один — лучше не жалеть денег на дополнительные пару кило мягкого пластилина — так вы сможете заключить первую половинку формв не просто в опалубку, но в целый пластилиновый ящичек сверху донизу.
* Если можете, заливая гипс в форму, держите её в цлофановом пакете. Всё равно, вкорее всего, он потечёт.
* Ни за что не сливайте гипс в туалет или раковину! И не выкидывайте туда салфеток, которыми промокали пролитый гипс — всё, испачканное в гипсе, следует выкидывать в отдельный мешок, или мусорную посудину.
* Лучше всего ототрут гипс с ваших полов (и с вас) покупные влажные салфетки.
*И самое главное — В гипсе не сделаешь идеальную форму со сложных форм. Разве что трёхчастная форма поможет. но не спасёт. Поэтому даже не пытайтесь снять форму с кукольных рук. Сверх-детализированные азиатские бжд-шки не показатель — резин льют в силикон, а вот флюмо и фарфор — в гипс. А все углубления на лице и теле вам придётся законопачивать мягким пластилином — иначе залившийся в них гипс не даст раскрыть форму, не повредив её. Поэтуму весь рельеф решается в самой отливке куклы, заново. И потому невозможно создать двух в точности похожих кукол из одного гипсового молда — они все будут разные!
*Нельзя сразу заполнять вроде бы сухую гипсововую форму. Ей нужна минимум неделя, чтобы высохнуть окончательно. Ускорить процесс можно при помощи обогревателей. И духовки, тиемпература в которой ниже 60 градусов (дверцу тоже не закрываем)

Как работать с гипсом
Основа — урок одной из самых офигенных кукольников Лидии . Ну и я внесу свои полторы копейки)
Пост, посвященный формовке, я разобью на 2 этапа: этот и «работа над ошибками», так как в процессе работы появились нюансы, которые я не учла сразу.
Итак, нам понадобится:
готовая мастер-модель ( у меня из проскульпта),
много гипса, я взяла в передвижнике г-16 — отличный! (у меня вместе с ошибками и пробами ушло кило 2, и это на куколку 18 см), разделитель (я использовала крем с глицерином),
пластилин (у меня был огромный кусок зеленого скульптурного из передвижника),
резиновая чашка, шпатель, молоточек.
А также понадобится мама, которая всю жизнь проработала стоматологом-ортодонтом, будет быстрее и веселее. И много времени, скажем, начать в пятницу вечером, чтобы никуда не спешить и работать с удовольствием. Это очень интересное и приятное занятие.
Думаю, принцип снятия форм всем понятен — стык формы идет по самому широкому обхвату детали. От этого стыка рельеф формы должен только сужаться, никакаих загогулин. Если деталь слишком сложна и одну такую линию провести невозможно (чтобы сделать 2 половинки и не париться), форма делается трехчастной, 4х-частной и так далее.
Литники и втулки для суставов. Сразу скажу — пожалела, что из пластилина. Надо было пластик и запечь. Помогло замораживание деталей в морозилке — буквально несколько минут, и посыпка тальком.
Чертим линии стыков (они почти везде сложно-изогнутые), облепляем пластилином по ним. Пластилин надо нарезать пластиками по полсантиметра и положить на что-нибудь теллое — очень легко работать, мягонький такой
Здесь тоже можно было сделать попроще — по некотороым деталям можно провести прямую линию стыка, необходимости в пластилине нет. Здесь это были руки (не кисти) и суставчики. Ладно, учтем на будущее.
Очень быстро и удобно с помощью паста-машины. Пластилин себя ведет в ней безобразно: липнет, расслаивается. Но помогает тальк и потом палкой круглой чуть прокатать, отрезать нужной высоты и длины и все ок.
Упс, затылок то еще на половинку, голова будет трехчастная, а то уши останутся в форме)
Впрочем, мои красивые и вылепленые уши все равно остались в форме). Еле отковыряла, но боюсь, флюмо там застрянет. Так что уши надо делать примерные, потом на готовой голове уже доводить.
Смазываем разделителем. Крем мне не понравился. Нет, снималось все легко, но кое-где остались разводы. Все это отпечаталось в форму. Не критично, так как все равно шкурить, но неприятно. Да и долго. Хочу что-нибудь спрееподобное. Стоматологи используют изокол или силикатный клей.
Гипс сыпем в воду, мешаем шпателем, он должен быть как жидкая сметана. Хитрости от стоматолога: стучим донышком, пузырьки всплывают. После заливки еще можно деталькой постучать.
Замочки делала дремелем, хотя можно чем угодно наковырять. Пока гипс относительно мягкий, срезаем острые края у формы, ну и вообще, делаем «красиво» — это очень важно!
Ту же самую можно опять налепить, главное примазать хорошо — пластилин не очень хорошо лепится к гипсу.
Смазываем разделителем — теперь особенно тщательно (гипс с гипсом схватится намертво, это не пластик) и снова заливаем
Когда подсохнет, снимаем опалубку, стучим молоточком по стыку аккуратненько. В какой-то момент меняется звук и появляется трещинка в стыке, аккуратно разнимам и любуемся:
Ну и в трех и четырех-частные формы доливаем все аналогично:
А, вот такие еще моменты: не выливать гипс в раковину и канализацию, а высохший — легко вынимается из резиновой чашки — и в мусор.
Формы хранить в собранном виде.

Как работать с гипсом
Процесс снятия форм подходит к концу. Большую часть работы мы сделали на мастер-классе, дома мне нужно было доделать всего несколько форм. Первая из них снялась на удивление нормально. Со своими прибабахами, но терпимо. А две другие. в общем, это какой-то бесконечный кошмар. Кто наблюдает за мной на Инстаграме, видел фото простейшей формы из двух деталей и надпись под ней: «результат десятитичасовой работы». Так оно и есть. Я одну и ту же форму переделываю по 3-5 раз. И не потому, что я неправильно расположила деталь или что-то ещё (хотя и своих ошибок хватает, куда без них). Но в основном всё из-за того, что гипс тупо слипается. Я перепробовала всё что было в доме (включая фирменный разделитель, который, зараза, на фабрике работал идеально, даже нанесённый микроскопическим слоем), я наносила такие толстые слои разделителя, что деталь чуть ли не плавала в нём, так что на половинке формы очертания детали терялись из-за слоя разделителя, и всё равно оно слипалось. Вырывались куски деталей, ломались края формы. в общем, мне ооочень весело. Сейчас я нашла и купила правильный формовочный гипс. До этого всё что я находила в строймагазинах — гипс для электриков и ещё в одном месте нашла модельный гипс. И я очень, очень надеялась, что это всё было просто из-за того, что гипс был не правильный, а не из-за того, что руки формовщика патологически кривые и без постороннего контроля этот формовщик ни на что не способен. К слову, казалось бы, гипс и гипс. Но на самом деле у формовочного и электрогипса совершенно разные свойства О__о Заметно очень. Самое, что бросается в глаза: электрогипс после заливки через некоторое время отстаивается и на поверхности образуется слой воды около сантиметра высотой. И он почти не теплеет при застывании. Модельный гипс тоже с водой, теплеет сильнее электро. А формовочный застывает без слоя воды и теплеет ещё сильнее. Однако, надежды мои оказались напрасными, и с формовочным гипсом я мучаюсь почти также. У него другие свойства при застывании, но он точно также слипается у меня, как и другие. Я пробовала специальный состав, мыло с маслом в разных пропорциях, пару сортов крема, разведённую с водой глину (!). К чему пришла? Специальный разделитель отказывается работать с этим гипсом также, как работал с гипсом своей фирмы. Я без понятия, почему. Разделитель — это мыло и растительное масло, ну что там может не работать? Но на фабрике последовательность действий была: свежеотлитую деталь почистить, зашлифовать, опустить на несколько секунд в воду, вытащить, намазать слоем разделителя особо не усердствуя, и, после того как установил опалубку, размазать остатки разделителя, который большей частью уже впитался. Слой разделителя на форме минимальный, его вообще не видно или практически не видно. Оно открывалось сразу. Не нужно было стучать, никаких молотков — потянул за края литников и форма разъединилась. Волшебство. Сейчас у меня, если совершить те же самые действия, форма слипнется гарантировано. Форма напитывается водой и разделителя внутрь берёт минимум. А при сушке слипается. Более-менее работает, если часть формы сухая. Намазывать на неё этот разделитель в несколько толстенных слоёв, так чтобы промежуточные слои высыхали и последний не впитывался вообще, тогда она может быть и откроется, хотя я всё равно чаще всего открывала плоскогубцами, засунутыми в литник Но при этом на ответной части формы часто остаются разводы от разделителя. Так. Не. Должно. Быть. Это не идеально и не правильно. Должен быть другой выход и я его найду.
У меня сейчас формовочный гипс (Supraduro, BPB Formula), он застывает явственно дольше, чем Heidelberger Formengips и потом после высыхания тоже как-то отличается. Он как будто более пористый. Я его пробовала мешать в разных пропорциях и с разной температуры воды (была мысль что именно из-за долгого времени застывания он и успевает слипнуться). Результат примерно одинаковый, застывает всё равно долго, разве что в более густом и с тёплой водой больше пузырьков.
Я попробую ещё купить другой разделитель, в том же магазине, где покупала гипс. И добуду дизель, чтобы попробовать метод ilinadolls . А ещё на немецком форуме я вычитала, что можно разделять жидким мылом, но при условии нанесения на форму перед мылом уксуса, который нейтрализует щелочную среду. Уксус? О_____О А как к этому отнесётся фарфор?
В общем, днём я воюю с формами и гипсом. Ночами мне снится, что я куда-то бегаю и обжигаю по паре частей куклы за раз фиг знает где. Или ставлю опыты над своей печкой. Утром просыпаюсь такой, будто меня всю ночь били, причём ногами. Ещё чуть-чуть и у меня случится истерика. А вы знаете, что Аня вообще — существо крайне спокойное и уравновешенное.
Вот это — варианты кусков форм с двух рук. Это всё на выброс, поэтому обработано по минимуму, из спортивного интереса. В процессе экспериментов родились и позитивные молды. Прибавить к этой линии ещё 4 половинки, которые я не забраковала и которые сейчас сушатся, ещё одну, которую я с утра разбила об пол и на фото одна слипшаяся (то есть из двух половинок), которую я вообще не смогла открыть (к слову, она была смазана раствором глины с водой). Каждая половинка застывает до состояния, когда её можно обрабатывать, около получаса. Ещё несколько часов на обработку и вы получите время, которое я потратила на снятие форм с двух маленьких ручек. Я знаю, что я идиотка. Но если кто-то другой скажет мне об этом, я сначала буду долго и страшно смеяться смехом пациента психбольницы, а потом обижусь, знайте это :-))
Зачем я это пишу? А потому что не говорите никогда, что нам всё даётся играючи и наша жизнь — один сплошной отпуск и развлечение

Станьте первым!